Портфолио Анисимова М.В.

Воспитатель

МКДОУ «Народненский детский сад»

Анисимова Марина Викторовна

Жизненное кредо

«Возьми луч света и направь его туда, где царит тьма.

Возьми улыбку и подари ее тому, кто в ней нуждается.

Возьми доброту и дай ее потому, кто сам не умеет отдавать.

Возьми веру и отдай ее каждому, кто не имеет ее

Возьми любовь и неси ее миру «

Моя педагогическая философия

«Ребенок не может ждать счастья, он нетерпелив.

Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас и всегда!

И какой же я педагог, если каждая секунда общения

со мной не делает его счастливым, и радостным,

и конечно же, умным и опытным »

Немного о себе.

В 1982г. окончила Народнинскую среднюю школу.

В 1986г. окончила Борисоглебское педагогическое училище по специальности воспитатель дошкольных учреждений.

В1991г. окончила Борисоглебский педагогический институт по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Воспитатель.

С1986г. работала воспитателем в Сомовскомп.т. санатории

С 1991г. работала заведующей Народненсской детской библиотекой.

С 2009г.работаю воспитателем в МКДОУ « Народненский детский сад».

Общий стаж– 25 лет

Педагогический стаж – 11 лет

Стаж работы в занимаемой должности – 6 лет.

Наличие квалификационной категории – соответствие занимаемой должности.

Прохождение курсов: «Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГТ» 72 часа ГБОУ ДПО (ПК) Воронежской области Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (2012г); «Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС» 72 часа АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования»(2015 г)

Активно участвую в жизни ДОУ:

  • проводила открытое интегрированное занятие по теме: «Тюльпан для мамы» в средней группе;

  • открытое родительское собрание на тему «Безопасность детей»

  • проводила заседание «круглого стола» по теме: «7Я» ко дню семьи;

  • регулярно провожу утренники ;

  • с воспитанниками группы участвуем в концертах «Народненского СДК»;

Участвовала в конкурсах:

  • Областной конкурс по безопасности дорожного движения «безопасный мир детства»;

  • «Пасхальное яичко»;

  • «Новогодние ёлки»;

  • Воспитанница моей группы стала победительницей районного конкурса рисунков « Мама, папа, я-дружная семья»;

  • «Листопад в ладошках»-конкурс поделок.

  • Конкурс детских рисунков «Если б матерей мы выбирали, все равно бы выбрали своих ».

Изучаю педагогическую литературу,журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»; знакомлюсь с материалами и документами СМИ для дошкольных работников.

Мои награды.

1.Диплом за участие в областном конкурсе «Безопасный мир детства».

2.Благодарственное письмо от коллектива родителей.

3.Благодарность за активное участие в жизни детского сада.

Достижения моих воспитанников.

1.Благодарность воспитанникам старшей группы за активное участие в культурной жизни села.

2.Грамота награждена воспитанница моей группы – победитель районного конкурса «Мама ,папа, я – дружная семья».

3.Дети моей группы имеют сертификаты за участие в районных конкурсах:

  • Новогодний конкурс « Ёлки? Ёлки!»

  • «Листопад в ладошках»

  • « Портрет мамы»

Моя семья.

У меня небольшая, но дружная семья: муж и две умницы дочки.Старшая дочь закончила — Воронежский государственный технический университет, работает в г. Воронеже. Младшая дочь – студентка Воронежского архитектурно — строительного университета.

Мои увлечения.

Мои увлечения так или иначе связаны с моей работой. Люблю читать добрые и поучительные сказки. Когда были маленькие дочки, читала им, а сейчас читаю детям своей группы. Очень люблю играть в занимательные игры, разгадывать головоломки. Сейчас с детьми осваиваем игру «Танграм».

Эссе

« Я воспитатель»

Воспитатель! – Кто же он?

Всякий меня спросит.

Он для деток эталон

И в беде не бросит!

Воспитателем, чтоб стать

Нужно потрудиться,

Нужно правила все знать

И с каждым ребёнком подружится…

Да, быть воспитателем — это очень тяжёлый, но почётный труд. Ведь именно он, наряду с родителями, ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы. Воспитатель — это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться. 

Именно, воспитателем прочерчивается первая граница между «хочу» и «нельзя», между «не хочу» и «надо». 

И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем случаи не покалечить подвижную психику ребёнка. 

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам. 

Мой ключевой определяющий момент в выборе профессии – это мои самые близкие люди: мама и бабушка, которые всю свою жизнь проработали педагогами. Я хотела быть похожей на них, такой же внимательной и чуткой, располагающей к себе, захватывающей внимание детей с первого слова. Будучи ребенком, дома, рассаживала кукол на стульчики, подражая голосу, мимике, жестам мамы, проводила для них свои первые занятия. Это перевоплощение повлияло на мой выбор профессии в дальнейшем.

Но волею судеб, окончив педагогический институт, занималась другой профессией. И лишь несколько лет назад исполнилась моя детская мечта. Я – воспитатель! Это очень трудно начинать с чистого листа. Это страшно. Но это безумно интересно. Я учусь быть для моих воспитанников другом, помощником, наставником. Учусь этому ежедневно, каждый день, проживая вместе с ними их радости и печали. Самое дорогое в этом деле – видеть улыбки детей. Это главный показатель труда воспитателя. И если по утрам они спешат в сад без слез и капризов, потому что им хочется туда идти и потому чтоим там интересно, значит, я сделала всё правильно.

Принципы моей работы: не принуждать, не заставлять, а создавать такую атмосферу на занятии, чтобы ребёнку самому захотелось включиться в деятельность иполучать от работы удовольствие, радость. Сделать занятие интересным, эффективным, а не эффектным, играя обучать, а не просто играть.

Стиль моей работы :использовать передовой опыт работы, создавать собственную систему обучения, использовать игры, способствующие развитию логического мышления у ребёнка и расширению знаний по развитию элементарных математических представлений.

В моём понимании, быть воспитателем это значит — иметь терпение, сострадание, это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой. Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. Я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочетсяверить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше…

Воспитатель обязан совершенствовать свое мастерство, ежедневно пополнять свое образование хотя бы небольшим кусочком знания, в меру своих сил и возможностей и с радостью передавать эти знания детям.

Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.

И я от этого получаю огромную позитивную энергию. Готова поспорить, что ни в какой другой профессии этого не получить!

Эпилог: Я воспитатель и этим горжусь, Что вместе с детьми жить на свете учусь, Да, я актриса многих ролей. Но главная роль заменять матерей.

Я работаю воспитателем в старшей разновозрастной группе ( от4 до 7 лет) по Программе «Детство» под редакцией И. В. Логиновой , Т. И. Бабаевой , Н.А. Ноткиной.Одна из основных задач которой – обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы: «Чувствовать — Познавать — Творить», эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

В своей работе пользуюсь основными нормативными документами определяющими правовое содержание работы с детьми и их родителями:

Международные документы, касающиеся прав детей.

  • Декларация прав ребенка.

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Законодательные  акты.        

  • Семейный кодекс РФ.

  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  • Закон «Об образовании в РФ».

Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:

  • Устав дошкольного образовательного учреждения.

  • Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка.

К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески.Стремлюсь активизировать познавательную деятельность ребят; повышаю интерес к обучению на каждом этапе образовательной деятельности.

Цель моей профессиональной деятельности – формирование гармонически развитой личности, развитие потребности в активном образе жизни, реализация интеллектуального потенциала каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей. Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели, мною решаются следующие задачи:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;

  • Обеспечение физического и психического благополучия;

  • Создание условий для повышения умственной работоспособности детей, с учётом индивидуальных особенностей и использования личностно — ориентированного подхода;

  • Формирование экологической культуры детей

  • Воспитание нравственно — волевых черт личности;

  • Эстетическое воспитание детей;

  • Формирование основ безопасности детей.

Для того чтобы реализовать поставленные цели и задачи, необходимо сделать  выбор наиболее эффективных методов и приемов организации детей, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.

1.— проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь преднамеренно создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

2.— исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

3. — метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Здесь я решаю задачу активно помогать детям в их деятельности;

4.— интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

Чтобы повысить учебную мотивацию у детей, стараюсь подбирать задания, от выполнения которых дети получают удовольствие, у них повышается самооценка. На занятиях идет постоянное усложнение заданий, которые рассчитаны на «зону ближнего развития» ребенка. Использую в своей работе совместную деятельность детей, которая способствует формированию положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбадриваю их.

   Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме проектной деятельности, которая способствует организации различных форм .

Однако приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста.

Моя концепция.

 Главной целью системы дошкольного образования является подготовка подрастающего поколения к школе. Насколько я хорошо подготовлю ребёнка к обучению в школе зависит его будущее.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. В число основных интеллектуальных умений входит логическое мышление, формируемое при обучении математике. Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с дошкольного возраста.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет игровая ситуация. Игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Целостное развитие ребенка — дошкольника многогранный процесс. Математическое развитие не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори в своё время сделала оптимистическое утверждение. По её словам, так называемый «математический дух» присущ каждому человеку, просто потому , что он человек. Важно лишь вовремя его «разбудить».

 Поэтому приоритетноенаправление в моей работе — это « Развитие логического мышления в процессе формированияэлементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой мотивации».

 Актуальность концепции.

 Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Реализация идеи интеграции логико- математического и речевого развития дошкольников обладает уникальным развивающим эффектом, помогает:

    1. формировать настойчивость, терпение, мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

    2. накапливать логико-математический опыт; развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

    3. увеличивать объём внимания и памяти;

    4. интегрировать в соответствии с ФГТ образовательные области: познание, коммуникацию, физическую культуру, социализацию, музыку, чтение художественной литературы, художественное творчество;

    5. развивать разностороннего, свободного и творческого ребёнка. 

Идея концепции.

Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу формирование творчески активной личности, способной к саморазвитию. 

 Цель концепции.

Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников. 

 Условия для интеллектуального развития дошкольников. 

1.Мастерство педагога развивать познавательные способности дошкольников.

2. Предметно — развивающая среда, ориентированная на зону «ближайшего развития» ребёнка.  

3.Развивающие игры, занимательный дидактический материал. 

4.Повышение уровня педагогической компетентности родителей. 

Развитие логики и речи ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. 

 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ

  Чтобы у моих воспитанников радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению, я использую ситуации успеха, игровую мотивацию, сюрпризные моменты и элементы новизны. Стараюсь предоставлять детям возможность права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Расположение в группе таблиц, схем, заданий, стимулирующих поисковую деятельность, периодически меняется. Дети с интересом ждут этих изменений, с удовольствием находят, узнают и называют. 

Для синтеза элементов познавательного, учебного и игрового общения в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах я использую «правило движения» наглядного материала и выполнение активизирующих внимание детей заданий. Это предусматривает размещение

ярких сюжетных, предметных картинок, математических таблиц, лабиринтов, головоломок в разных участках групповой комнаты. Таблицы, карточки для моделирования, помогают излагать события в логической последовательности, вносить интригующие игровые моменты, разнообразные проблемные ситуации, требующие творческих решений. 

Логические приёмы

1. Сравнение.Найди это по указанным признакам сходство и различие.

2. Классификация. По названию, по цвету, по форме … соотнесение, обобщение и обозначение .

3. Систематизация одновременное построение сериационных рядов и классификационных групп, установление последовательности событий.

4. Анализ. Выделение объекта по определённому признаку .

5. Синтез. Соединение различных элементов в единое целое .

6. Логические приёмы. Сериация Матрешки, пирамидки, вкладные мисочки ( Серия от …. до ).

7.  Аналогия. Выявление сходных свойств разных объектов. 

8. Обобщение. Мысленное объединение предметов и явлений в группы

 Развитие классификации, сериации, сравнения, анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами геометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов , выделения отличий и сходства геометрических фигур и т.п. В процессе развития речи активно используются упражнения и игры, предусматривающие данные операции и действия в ходе установления родо-видовых отношений (дни недели, время года, овощи фрукты и т. п.) и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие детей. При знакомстве детей с новыми играми соблюдаю принципы последовательности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, системности, наглядности, доступности, вариативности, творчества. 

 Интеграция логико-математического и речевого развития

  1.  Словесные игры, игры с правилами. 

  2. Пословицы и поговорки, считалки.

  3. Задачи-шутки.

  4. Литературные произведения.

  5. Речевое творчество.

  6. Фольклорные сказки .

  7. Игры – головоломки.

  8. Игры со счётными палочками.

  9. Разгадывание ребусов.

  10. Неправильные сказки.

Пословицы и поговорки использую с целью закрепления количественных представлений.

Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает развивать память, способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

Цель задач-шуток — содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Использую произведения, в названии которых присутствуют указания на числа («Три поросенка», «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят»), специальные стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т.Ахмадовой «Урок счета», где описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми; истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский « Бизнес крокодила Гены».

Интеграция на уровне речевого творчества используется мною в сочинении историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета; сочинении математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение) и представить их в образной форме.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади). Присутствие сказочного героя придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Так же использую   математические термины — в тридевятом царстве, непочатый край, всего вдоволь, тьма тьмущая, косая сажень – представленые в сказках.

 Ежедневное планирование работы во всех режимных моментах с учётом интеграции областей «Познание» и «Коммуникация» приводит к положительным результатам, у детей развиваются такие интегративные качества, как:

1. любознательность, активность;

2.эмоциональная отзывчивость;

3.овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

4.способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

5.овладение универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Знакомство родителей с содержанием работы по программе.

  2. Разработка консультаций для родителей по данной теме.

  3. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).

  4. Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Предметно – развивающая среда.

Постоянно работаю над оснащением предметно – развивающей среды. В зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются или обновляются различные центры. Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержания развития его духовного, умственного и физического обмена. Пытаюсь обеспечить потребность детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также побыть одному. В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления. Постоянно тематика игр меняется.

Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

Считаю, что, детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей.

Работая над своей концепцией в течении года пришла к выводу, что применение дидактических игр, игр — головоломок повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять  задачи, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Из данной диаграммы видно, что применение игровой мотивации в ФЭМП у детей дошкольного возраста дает положительный результат .

 

Планирование дальнейшей работы.

  1. Продолжить уделять особое внимание интегрированию областей «Познание» и «Коммуникация», постоянно обогащать предметно-развивающую среду группы, изготавливать занимательный математический материал;

  2. Заниматься самообразованием, следить за появлением новшеств в методической литературе;

  3. Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам интеллектуального развития детей, разъяснения сути и применения на практике упражнений и заданий, экспериментирования в домашних условиях;

  4. Систематизировать свои наблюдения за динамикой развития воспитанников, продолжить отслеживание и фиксацию результатов деятельности воспитанников в школе.